Экспедиция по проекту создания современного Арктического музейно-выставочного центра в Санкт-Петербурге
Летом 2017 года ветераны Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции с Базы Перевал в бывшем пос. Полярный и пос. Харп, приняли активное участие в реализации Проекта создания современного Арктического музейно-выставочного центра с экспозицией, посвященной истории технического и технологического освоения Российской Арктики.
Один из вездеходов из САУ-76 встретил группу геологов Центрально-Уральской партии спецэкспедиции из Свердловска. Тупик 106-го км (ныне 110-й км, п.Полярный). 1961 год. Фото (c) Туров Ф.Я.
Позже этот вездеход был переделан в гусеничный прицеп. Был брошен на Харбейском молибденитовом месторождении. Вывоз экспонатов истории освоения Арктики на базу в Полярном в 2017 году. Фото (c) Перминов И.Г.
В настоящее время Россия укрепляет свои позиции в Арктике. Регион становится зоной повышенного внимания как внутри страны, так и на международной арене, что закономерно вызывает интерес к истории его освоения, к культурному и природному наследию.
Сейчас в стране практически не ведется музейное документирование истории технического и технологического освоения Арктики, в том числе современной истории. В музеях невозможно найти коллекции подлинных образцов техники, работавшей в Арктике, в силу значительных габаритов для вывоза, а так же сложности их реставрации, сохранения и обслуживания. Между тем, именно эти экспонаты являются наиболее яркими и запоминающимися свидетельствами интенсивности изучения и освоения территории, колоссальной работы, проделанной нашей страной в Арктике.
В последние годы Министерством природных ресурсов и экологии Российской Ферерации и субъектами Арктической зоны Российской Федерации ведутся масштабные работы по очистке Арктики от скопившегося мусора. К сожалению, «мусором» зачастую оказываются уникальные объекты науки и техники.
Деятельность некоммерческой организации ЧУ «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики» («Арктический музейно-выставочный центр») как раз направлена на выявление, реставрацию, сохранение и экспонирование объектов, связанных с историей освоения Арктики, которые могут погибнуть в ближайшее время. Как правило, такие предметы (полевые сборы) не признаны объектами культурного наследия, они бесхозные, постепенно разрушаются и утрачиваются в сложных погодных условиях, вывозятся и сдаются на металлолом.
С Центром нас свела проезжавшая через Базу Перевал зимой команда арктических джиперов Александра Еликова, объехавшего в свое время все северное побережье от Баренцева моря до Колымы. После консультаций с Окружным музейно-выставочным центром им. Шемановского было принято решение о нашем участии в проекте. Места нахождения четырех гусеничных вездеходов на базе боевой техники времен Великой Отечественной войны нам были хорошо известны. Они были брошены на участках геологической разведки разных Полярно-Уральских редкометальных месторождений в 60-е годы прошлого века. Пятый экспонат, первый советский трелевочный дизельный трактор ТДТ-40, чуть было не погиб при реконструкции ж/д станции «Хорота».
Партия вездеходов-тягачей на базе средних танков поступила на 501-ю железнодорожную стройку в 1950 году. «Наш танк», а точнее самоходная пушка СУ-100 на базе танка Т-34 — один из них. Он был оставлен у штольни разведки месторождения Усть-Мраморное из-за аварии системы смазки двигателя. Возможно, здесь он участвовал в вывозе больших технологических проб руды для отправки на заводские испытания.
Вездеход из САУ-76, оборудованный автомобильным кузовом, эксплуатировался ЦУП спецэкспедиции из Свердловска. Большая Хадата, 1961 год. Фото (c) Туров Ф.Я.
Корпус этого вездехода стоял на колодках на дворе харбейских мехмастерских. Вывоз экспонатов истории освоения Арктики для реставрации. 2017 год. Фото (c) Перминов И.Г.
Другие три экспоната представляли собой вездеходы на базе САУ-76. На всех машинах была обрезана верхняя часть бронекорпуса и установлены деревянные кабины разной конструкции. На двух стояли автомобильные бортовые кузова. Эксплуатировались они в 1961-62 годах Ханмейским отрядом Центрально-Уральской партии Шабровской специализированной экспедиции из Свердловска. Работы велись на площади от Харбейского молибденового месторождения до оз. Хадата. После сворачивания работ на уран самоходка без кузова, использовавшаяся как гусеничный прицеп, осталась на территории мехмастерских Харбейской разведки. Вторая самоходка была разобрана до голого корпуса и поставлена на колодках там же. Третья, ходившая с кузовом, осталась лежать у дороги в долине р. Сядата. Многие могли наблюдать ее перевернутый корпус, проезжая к оз. Хадата и Б. Щучье.
Для подъема и транспортировки экспонатов мы остановились на применении одного тягача АТ-С-59 с турбинированным двигателем ЯМЗ, и одного транспортера-тягача ГТ-Т с родным танковым мотором. Для штурманских, вспомогательных и бытовых нужд использовался ГАЗон. Из оборудования с нами постоянно была электростанция, обеспечивающая работу инверторного сварочного аппарата и болгарки, механические тали, домкраты, блоки, троса от 12 до 46 мм.
Первый маршрут, первая часть экспедиции — на Харбей, за двумя САУ-76. Корпус первого экспоната хорошо сохранился. Он был погружен на стандартные сани с настилом и увязан проволокой. Другая самоходка доехала с Харбея буксиром, на четырех задних катках и фаркопе тягача ГТ-Т. Для торможеняи на спусках к ней были привязаны гусеницы. На месте пришлось тщательно просмотреть траву и кусты, собрать вросшие в тундру и проросшие кустами детали, узлы и гусеницы разобранного САУ. Все найденное было погружено в ГТ-Т.
Вторая часть, маршрут колонны на Немурюган, был посложнее. Если опыта с эвакуацией САУ весом 5-6 т мы уже набрались, то как себя поведет танк мы знать не могли. Зная приблизительно массу отдельных узлов, общий вес экспоната мы оценили в 12-15 т. Танк «врос» в тундру, гусеницы были расстегнуты. Колеса ленивцев нашлись чуть ниже в болоте. Установить их не было возможности, т.к. отсутствовали подходящие подшипники. А без направляющего колеса-ленивца гусеницу в рабочее состояние на Т-34 не застегнуть. Гусеницы общей массой чуть более 2 тонн разбили и загрузили в ГТ-Т для пригруза. Туда же положили колеса ленивцев и стальные бачки от радиаторов. На участке пути по долине Немурюгана до балков бывшего обогревпункта ПУГРЭ выяснились все особенности буксировки данного экспоната. По заболоченным участкам и затяжным подъемам с не очень твердым покрытием перемещение танка возможно было только двойной тягой на первой передаче.
Третий вездеход из САУ-76 был оборудован автомобильным кузовом и большой деревянной кабиной. ЦУП, Харбей. 1961 год. Фото (c) Туров Ф.Я.
По возвращению к балкам на Немуре выяснилось, что АТ-С, наш основной тягач, вышел из строя. Требовалась разборка или замена планетарного механизма поворота (ПМП). Выполнить ремонт в полевых условиях было невомозжно и экспедицию пришлось прервать, а экспонаты оставить. ГТ-Т помогал сломавшемуся АТ-С держать дорогу обратно до базы, где был выполнен ремонт — мезанизм поворота был целиком заменен на новый.
Через несколько дней мы вернулись на Немурюган, прихватив с собой более совершенную сцепку-галстук для танка. Запрягли двойной тягой АТ-С и ГТ-Т, и таким способом поднялись на Зимний Заячий перевал. Наверху вышла заминка с ГТ-Т — сломалась неподвижная тяга главного фрикциона. Пришлось воспользоваться сваркой, так как запчасти оказались погребенными под грузом траков Т-34. Затяжной крутой спуск с перевала в Лонготеган преодолели, сцепив весь караван, кроме ГАЗона, тросом. ГТ-Т с САУ сдерживал танк сзади. К ночи, сцепляясь и отцепляясь, добрались до переезда через Лонготеган под Черной горой. На следующий день вечером, без особых приключений, достигли Базы Перевал. За несколько километров до базы окончательно вышел из строя двигатель ГАЗона.
Третья часть — рейс на ж/д станцию Хорота за трелевочным трактором. Для его транспортировки прицепили за АТ-С две лыжи-пены. Раньше на таких зимой эвакуировали технику. Дорога до Хороты помокрее и в нескольких местах ГТ-Т приходилось помогать АТ-Су тащить лыжи. В кустах на задворках станции вытащили то, что осталось от трактора. Стоял он на трех катках слева и двух справа. Кабины уже не было. Пока устроили экспонат на обе лыжи для начала движения, стемнело и пошел дождик. Заночевали на ручье Лек-Елец и дальше пошли на ст. Полярный Урал, выбирая более сухую дорогу. К ночи прибыли на базу. Уже при транспортировке трелевочника к площадке погрузки в Харп развалились лыжи. Трактор пришлось перегрузить с помощью двух тягачей на доставленные с базы сани.
В итоге все пять экспонатов были доставлены на окраину пгт. Харп на площадку, доступную для работы автокрана с хорошей грузоподъемностью и подхода соответствующих шоссейных фур из средней полосы России. После погрузки экспонатов фуры уходили на паром до Приобья и далее на Санкт-Питербург.
Оператор проекта — некоммерческая организация ЧУ «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики» («Арктический музейно-выставочный центр»).
ЗАО «СММ», инвестор, крупнейший производитель перегрузочной техники.
- 190000 Санкт-Петербург, пер. Гривцова, 1/64
- Тел./факс: +7(812)325-87-82; +7(812)325-87-83
- e-mail: smm@zaosmm.ru
- веб-сайт: www.zaosmm.ru
Ссылки
См. также